Значение «семьи» в разных сферах, в разное время
Семья – «ячейка общества». Этот знаменитый лозунг советской эпохи вряд ли применяется сейчас к современному обществу, в котором давно укоренилась популяризация таких понятий, как личная свобода и независимость, свобода выбора, толерантность, самореализация, то есть ценности никак не связаны с прямой биологической функцией человека – продолжением рода.
Идеализация «семьи» в искусстве и литературе
Такая установка заметно проявляется в масс-медиа и искусстве: книги, музыка, кино. В частности, в художественных фильмах регулярно поднимаются дилеммы и переживания личности, чисто индивидуальные. В литературе так же легко просматривается тенденция, вполне здоровая, следует отметить, направленная на:
- развитие личности;
- самоанализ;
- преодоление личных кризисов;
- поиск себя.
Исходя из таких наблюдений, образ современного человека, который, хоть и стремится бесконечно совершенствовать себя и развиваться, выглядит обособленно. Можно предположить, что такой диссонанс между общеизвестным тезисом, что человек является социальным и популярным трендом, где личность, индивидуум — превыше всего, как раз и вызывает у этого человека внутренний конфликт.
"Человеку нужен человек", не будем придумывать велосипед и просматривать законы природы. Конечно, исключения есть во всем, но это действительно лишь исключение, подтверждающие, что есть Закон, мужское и женское начало Альфа и Омега.
Концепция семьи в разное время
Также нелепо и отрицать тот факт, что цивилизация, общество эволюционируют и двигаются к идеалу. Развивается и концепция семьи, остается лишь не сопротивляться этому росту, наблюдать за ним и использовать его не для эгоистического «Я». В этом контексте так же бессмысленно обращаться к прошлому опыту социума по вопросам концепции семьи, идеализировать этот опыт.
Когда, например, в тот же советский период строго осуждался развод супругов: проводилось целое собрание сотрудников в работе, членов партии, где состояла пара. Соответственно, вопрос конфиденциальности учитывался мало. В древнейшие времена за нарушение тогдашних понятий брака человека могли даже казнить физически. Конечно, отрицать положительный опыт поколений тоже нет смысла, но ни в первом, ни во втором случае нельзя забывать о ценности.
Семья как маленькое государство
Отношения супругов в семье наглядно отражают текущие процессы в обществе в определенное время, в истории.
Учитывая нынешнюю, описанную выше диктатуру эго, важно отметить множество дефектов характера, присущих современной личности, среди которых:
- эгоизм;
- нетерпимость и капризность;
- показушность и раздражительность;
- низкая самооценка или высокомерие;
- безразличие и корыстолюбие;
- лень и гордыня;
- алчность и лицемерие.
И для этих приобретенных дефектов особенно актуальна в последнее время выступает проблема зависимости человека от психоактивных веществ и других способов изменить сознание.
Легкий путь получить желаемое без труда – тот же тренд современности.
В данном случае это комфортное психоэмоциональное состояние. А поскольку это состояние изменено, соответственно, в нем человек не способен к адекватному поведению и оценке происходящего, в том числе и в рамках семейных отношений.
Зависимость не появляется и исчезает только в процессе употребления. Она формирует особое, обезображенное зависимое мышление, которое при постоянной подпитке тех же дефектов характера и при нежелании человека трезво взглянуть на реальность, расти духовно остается у нее на протяжении всей жизни.
Если среди супругов склонны к зависимости оба из них – положительный прогресс такой семьи не возможен. Люди просто «играют в жизнь», каждый потакая капризам своего эго. Здесь и ревность, и жестокость, циничность, фанатизм, тщеславие, мнительность.
Очевидно, что лучшие семейные отношения – это отношения Дружественные. Когда отсутствует свойственная родственникам вредная псевдолюбовь, гиперопека, созависимость.
Треугольник Карпмана, как образ нездоровых отношений в семье
Когда члены семьи преданы друг другу, но в моменты слабости одного из них не проявляют малодушия и не потакают этой слабости, а ведут себя честно и беспристрастно, помогая таким образом объективно оценивать реальность и принимать конструктивные решения.
Яркий пример больных отношений в семье у людей с зависимым мышлением – это Треугольник Карпмана, где член семьи выбирает себе одну из трех ролей: Преследователь, Спаситель, Жертва.
Цели каждой такой роли – не развитие и поддержка друг друга, а получение негативного внимания, снятие с себя ответственности. Подкормка его и самооценки.
Роль жертвы — в абсолютной капитуляции, когда человек действует так, будто его потребность настолько остра, что удовлетворить его может только постороннее вмешательство. При этом жертве все равно, будет она спасена или наказана: важно само состояние беспомощности.
Преследователь преследует цель наказать другого за свои неудачи. Примеряет он функцию контролера над жертвой и удовлетворяет свою самооценку за счёт насилия.
Спаситель же, якобы, жертвует собой во спасение других, при том, что делает это через силу и благодаря этому утверждается в своей благородности. В результате так же страдает, поскольку его самоотверженность и спасение жертве действительно не нужны.
Итак, семья – это люди, объединенные между собой в эмоциональной, материальной, интимной, духовной областях жизни на более глубоком уровне, чем с другими людьми. Но, чтобы достичь этого уровня, человеку необходимо быть открытым, честным перед Богом, собой и другими. Прежде всего, это означает признавать и исправлять свои ошибки. И самое зависимое, эгоистическое мышление этому активно сопротивляется, снимая ответственность с себя и перекладывая ее на других.
Учитывая это для продвижения в семейных отношениях, прежде всего важно простить ошибки не только чужие, но и свои. Это снимет барьеры и поможет двигаться вперед.
"Движение это Жизнь", как говорит еще один закон природы. Следовательно, постоянное саморазвитие – единственный рабочий вариант развития успешной семьи.
👏👏👏
Интересная статья!!! Спасибо
Четко!!!
Все гениальное просто
Спасибо за информацию.