Значение «семье» в разных сферах, в разные времена
Семья – “ячейка общества”. Этот знаменитый лозунг советской эпохи не был применим сейчас к современному обществу, в котором давно укоренилась популяризация таких понятий, как личная свобода и независимость, свобода выбора, толерантность, самореализация, то есть ценности не связанные с прямой биологической функцией человека – продолжением рода.
Идеализация семьи в искусстве и литературе.
Такая установка заметно проявляется в масс-медиа и искусстве: книги, музыка, кино. В частности, в художественных фильмах регулярно поднимаются. дилеммы и переживания личности, сугубо индивидуальные. В литературе так же легко просматривается тенденция, вполне здравая, следует отметить, направленная на:
- развитие личности;
- самоанализ;
- преодоление личных кризисов;
- поиск себя.
Исходя из таких наблюдений, образ современного человека, который, хотя и стремится бесконечно совершенствовать себя и развиваться, выглядит как обособленно. Можно предположить, что такой диссонанс между общеизвестным тезисом, что человек есть социальное и популярным трендом, где личность, индивидуум – превыше всего, как раз и вызывают у этой личности внутренний конфликт.
”Человеку нужен человек”, не будем изобретать велосипед и пересматривать законы природы. Конечно, исключения есть во всем, но это, действительно, всего лишь исключение, которые подтверждают, что есть закон, мужское и женское начало Альфа и Омега.
Концепция семьи в разные времена
Также бессмысленно и отрицать тот факт, что цивилизация, общество эволюционируют и движутся к идеалу. Развивается и концепция семьи, остается лишь не сопротивляться этому росту, следить за ним и употреблять его не для эгоистического “Я”. В этом контексте так же бессмысленно обращаться к прошлому опыту социума по вопросам концепции семьи, идеализировать этот опыт.
Когда, например, в тот же советский период строго порицался развод супругов: проводились целые собрания сотрудников по работе, членов партии, в которой состояла пара. Соответственно, вопрос конфиденциальности учитывался не достаточно. В более древние времена за нарушение тогдашних понятий брака человека даже не могли казнить физически. Конечно, отрицать положительный опыт поколений тоже нет смысла, но ни в первом, ни во втором случае нельзя забывать о ценности.
Семья как маленькое государство
дела супругов в семье наглядно отражают текущие процессы в обществе в определенный момент времени, истории.
Учитывая нынешнюю, описанную выше диктатуру эго, важно отметить множество дефектов характера, присущих современной личности, среди которых тот же:
- эгоизм;
- нетерпимость и капризность;
- показушность и раздражительность;
- низкая самооценка или высокомерие;
- равнодушие и пользолюбие;
- лень и гордыня;
- жадность и лицемерие.
И в угоду этим приобретенным дефектам особенно актуальна в последнее время. психоактивных веществ и других способов изменить сознание.
Легкий путь получить желаемое без труда – тот же тренд современности.
В данном случае это комфортное психоэмоциональное состояние. А поскольку это состояние – изменённое, соответственно, в нем человек не способен к адекватному поведению и оценке происходящего, в том числе и в рамках семейных отношений.
Зависимость не возникает и исчезает лишь в процессе употребления. Она формирует особое, искаженное зависимое мышление, которое при постоянной подпитке тех же дефектов характера и при нежелании человека трезво взглянуть на реальность, расти духовно остается у него на протяжении всей его жизни.
Если среди супругов подвержены зависимости оба из них – положительный прогресс такой семьи не возможен. Люди просто “играют в жизнь”, каждый потакая прихотям своего эго. Здесь и ревность, и жестокость, циничность, фанатизм, тщеславие, мнительность.
Очевидно, что лучшие семейные отношения – это отношения Дружеские. Когда отсутствует свойственная родственникам вредоносная псевдолюбовь, гиперопека, созависимость.
Треугольник Карпмана как образ нездоровых отношений в семье.
Когда члены семьи преданы друг другу, но в моменты слабости одного из них не проявляют малодушия и не потакают этой слабости, а ведут себя честно и непредубежденно, помогая таким образом друг другу объективно оценивать реальность и принимать конструктивные решения.
Яркий пример нездоровых отношений в семье у людей с зависимым мышлением – это Треугольник Карпмана, где член семьи выбирает себя одну из трех ролей: Преследователь, Спасатель, Жертва.
Цели каждой таковой роли – не развитие и поддержка друг друга, а получение негативного внимания, снятие с себя ответственности. Подпитка эго и самооценки.
Роль жертвы – в абсолютной капитуляции, когда человек действует так, как будто его нужда настолько остра, что удовлетворить ее может только постороннее вмешательство. При этом жертве все равно, будет ли она спасена или приказана: важно само состояние беспомощности.
Преследователь имеет целью приказать второму за свои неудачи. Примеряет на себе функцию контролера над жертвой и удовлетворяет свою самооценку за счет насилия.
Спаситель же, якобы, жертвует собой во спасение других, при том, что делает это через силу и благодаря этому утверждается в своей благородности. В итоге так же страдает, поскольку его самоотверженность и спасение жертве на самом деле не нужны.
И так, семья – это люди, объединенные меж собой в эмоциональной, материальной, интимной, духовной сферах жизни на более глубочайшем уровне, чем с другими людьми. Но, чтоб достичь этого уровня, человеку нужно быть открытым, честным перед Богом, собой и другими. В первую очередь это значит признавать и исправлять свои ошибки. И как раз зависимое, эгоистическое мышление этому активно сопротивляется, снимая ответственность с себя и переводя ее на других.
Ввиду этого для продвижения в семейных отношениях прежде всего важно простить ошибки не только чужие, но и свои. Это снимет барьеры и поможет двигаться вперед.
"Движение это Жизнь", как гласит еще один закон природы. А значит, постоянное саморазвитие – единственно рабочий вариант развития успешной семьи.
Здоровые отношения в семье в настоящее время это редкость. Такое ощущение, что быть нормальным, ответственным, эмоционально зрелым человеком – это какая-то аномалия. С возрастом все больше начинаешь понимать значение базовых человеческих ценностей.
По-моему многое зависит от семьи и воспитания детей, мы много хотим от других, но мы не работаем над собой.